Кое-что о
сотворении духовного мира и души человека.
Эпинойа
света, упоминаемая в апокрифе от Иоанна, является прообразом святого Духа,
Который передал этот Свой образ в помощь Адаму после его сотворения:
Но
блаженный Метропатор, благотворящий и милосердный, имел снисхождение к силе
матери (силе), которая была выведена из протоархонта. Ведь они (архонты) могли
осилить душевное и чувствующее тело. И он послал через свой Дух благотворящий и
свою великую милость помощь Адаму: Эпинойю света, ту, которая произошла от
него, которая была названа Жизнью (Апокриф от Иоанна).
Для
справки: Метропатор – образ незримого Духа (Бога), святой Дух во всех Его
проявлениях (Отца, Матери, Сына), совершенная Пронойа всего:
И
обучил их Метропатор святой и совершенный, Пронойа совершенная, образ
незримого, который есть Отец всего, от которого все вещи стали существовать,
первый Человек, ибо он открыл свой вид в человеческой форме.
Метропатор,
тот, кто богат своей милостью, Дух святой в каждой форме, кто милосерден и кто
вам сострадает, то есть Эпинойи света, - он пробудил семя рода совершенного, и
его мысль, и вечный свет человека (Апокриф от Иоанна).
Здесь
упомянута Эпинойа света во множественном числе. Это говорит о том, что святой
Дух может представлять образы Духов Отца, Матери, Сына, и каждый раз Он
передает в Себе Эпинойу света.
Плод
Эпинойи света в душе человека – его совесть, которая утаена в нем в большей или
меньшей степени. Совесть – это скрытая в Адаме и людях, произошедших от него,
программа жизни, соответствующая замыслам Бога о человеке. Эта программа была
открыта в душе совершенного Человека и душах (избранных), созданных сразу после
появления Христа (Аутогена):
И от
предвидения совершенного ума через откровение воли незримого Духа и воли
Аутогена появился совершенный Человек, первое откровение и истина.
И он (Человек) поместил
своего сына Сифа во второй эон ко второму свету Оройэлю.
В третий эон в третий
свет Давейтаи было помещено семя Сифа. И души святых (там) были помещены.
В четвертый эон были
помещены души тех, кто не познал Плеромы и не покаялся сразу, но временно
упорствовал и затем покаялся; они - у четвертого света Элелета. Это создания,
которые восхваляют незримый Дух (Апокриф
от Иоанна).
Полностью
и навсегда Эпинойа света открывается в душе человека только с принятием им
Духа, передаваемого Христом. Это стало возможным после
смерти Иисуса Христа, как человека.
Таким
образом, в полной мере Свое наследство от Отца Сын получил только тогда, когда
стал человеком и прожил жизнь на земле:
То,
что есть у отца, принадлежит сыну, и сыну, пока он мал, не доверяют того, что
принадлежит ему. Когда он становится человеком, его отец дает ему все то, что
принадлежит ему (Филиппа 37).
До
появления Эпинойи света в земном мире святым Духом представлялся обманчивый
дух, созданный властями протоархонта в целях обмана людей:
Они
создали дух обманчивый, имеющий сходство с Духом, который низошел, с тем чтобы
осквернить души через него. И ангелы изменились в своем образе по образу их
(дочерей человеков) напарников, наполнив их духом тьмы, который они
присоединили к ним, и лукавством (Апокриф от Иоанна).
Обманчивый
дух, наполненный тьмой и лукавством, не позволяет людям познать Бога:
Они старели, не имея
досуга. Они умирали, не найдя истины и не познав Бога истины. И так все
творение было порабощено навеки, от сотворения мира и доныне. И они брали
женщин и рождали детей во тьме по подобию их духа.
И они заперли свои
сердца, и они затвердели в твердости духа обманчивого доныне (Апокриф от Иоанна).
Эпинойа
света, вернувшаяся в земной мир с Духом Христа, помогает человеку в соединении
его с Богом:
И она
помогает всему творению, трудясь вместе с ним (вар.: сострадая ему), направляя
его в его полноту, обучая его о его нисхождении в семя, обучая его пути
восхождения, пути, которым оно сошло вниз (Апокриф от Иоанна).
Она была скрыта в Адаме
для того, чтобы протоархонт и его власти не смогли воспользоваться этим Духом в
своих целях, а в дальнейшем – для окончательного освобождения человечества от
зла:
И Эпинойа света утаена в
Адаме (не только затем), чтобы архонты не могли узнать ее, но дабы Эпинойа
могла быть исправлением изъяна матери (Апокриф
от Иоанна).
Упомянутый изъян София
(двенадцатая сущность Христа, мать всех живущих на земле) получила, когда
создала первого архонта Иалтабаофа без согласия на то Бога (незримого Духа):
Она захотела открыть в
себе самой образ без воли Духа - он не одобрил - и без своего сотоварища, без
его мысли. И хотя лик ее мужественности не одобрил и она не нашла своего
согласия и задумала без воли Духа и знания своего согласия, она вывела (это)
наружу.
И из-за непобедимой
силы, которая есть в ней, ее мысль не осталась бесплодной, и открылся в ней
труд несовершенный и отличавшийся от ее вида, ибо она создала это без своего
сотоварища…
И она назвала его именем
Иалтабаоф. Это первый архонт, который взял большую силу от своей матери. И он
удалился от нее и двинулся прочь от мест, где был рожден. Он стал сильным и
создал для себя другие зоны в пламени светлого огня, (где) он пребывает поныне.
И он соединился со своим безумием, которое есть в нем, и породил власти для
себя…
Итак, у архонта, который
болен, три имени. Первое имя Иалтабаоф, второе - Сакляс, третье - Самаэль. Он
нечестив в своем безумии, которое есть в нем. Ибо он сказал: "Я - Бог, и
нет другого бога, кроме меня", - не зная о своей силе, о месте, откуда он
произошел (Апокриф от Иоанна).
Протоархонт
породил двенадцать властей для себя: семь из них – небесные, они соответствуют семи
дням недели, власти же с восьмой по двенадцатую предназначены для ада:
И
поставил он семь царей - соответственно тверди небесной - над семью небесами и
пять - над бездной ада, так что они могли царствовать (Апокриф от Иоанна).
Имена и символы небесных
властей первого архонта Иалтабаофа приведены ниже:
Это же - тела имен:
первое - Афоф, с обличьем овцы, второе - Элоайу, с обличьем осла, третье -
Астафайос, с обличьем гиены, четвертое - Изо, с обличьем змея семиглавого,
пятое - Саваоф, с обличьем дракона, шестое - Адонин, с обличьем обезьяны,
седьмое - Саббеде, с обличьем огня сверкающего. Это седмица недели (Апокриф от Иоанна).
Далее архонт дал силу
каждой своей небесной власти в соответствии с их именами:
И он смешал с властями,
которые были у него, семь сил в своей мысли. И когда он сказал, это случилось.
И он дал имя каждой силе. Он начал с высшего.
Первая - благо, у
первого, Афоф. Вторая - провидение, у второго, Элоайо. Третья же -
божественность, у третьего, Астрафайо, четвертая господство, у четвертого, Изо.
Пятая - царствие, у пятого, Санваоф. Шестая - ревность, у шестого, Адонейн.
Седьмая - мудрость, у седьмого, Саббатеон (Апокриф
от Иоанна).
Из вышеизложенного можно
понять, что такие силы, как господство, царствование и ревность (их символы:
семиглавый змей, дракон и обезьяна), хотя и принадлежали небесному миру, но
являются плодами и прообразами мертвого духа, в то время, как благо,
провидение, божественность и мудрость (соответственно: овца, осел, гиена и
сверкающий огонь) относятся к духу живому.
(Продолжение – в №
125).