Общие принципы развития прошлого и
будущего.
В
4-й главе 3-й книги Ездры присланный Богом Ангел рассказывает пророку о
некоторых аспектах земной жизни и жизни после смерти (в духе).
Перед
этим Ездра в молитве пытался наставлять Создателя, как Ему нужно обращаться с
Израилем и другими народами, населявшими землю. Чтобы поставить пророка на
место и кое-что объяснить, к нему и был послан Ангел. Он сказал Ездре:
три
пути послан я показать тебе и три подобия предложить тебе.
Если
ты одно из них объяснишь мне, то и я покажу тебе путь, который желаешь ты
видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое…:
иди и
взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день,
который уже прошел (3 Ездры 4:3-5).
Пророк,
конечно же, не смог ничего сделать из предложенного Ангелом, и тот сказал ему,
что не спрашивает о небесном или духовном, чего тот не знает, но просит о
земном:
Теперь
же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без
чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне.
И
сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать;
как
же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно
растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих? (3 Ездры
4:9-11).
О
несостоятельности человека по отношению к Богу говорит и Иисус Христос в
Откровении:
Ибо
ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не
знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откровение 3:17).
После
того, как был восстановлен статус-кво, Ангел на примере моря и леса, которые
напрасно пытались оттеснить друг друга с целью завладения территорией,
объяснил, что все в мире происходит в соответствии с замыслами Бога, и всему
свое время.
На
вопрос Ездры, когда же наступит конец злому миру, Ангел ответил, что время его
существования отмерено с точностью до часа, и конец ему придет,
«когда
исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей,
и
мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до
тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3 Ездры 4:36-37).
Такой
же контроль времени и отсчет его существует и в духовном мире, в частности, в аду.
Ангел сравнивает муки появления ребенка на свет и последующее за ними рождение
со страданиями грешника в аду и дальнейшем рождении его души в земном мире с
живым духом, полученным в виде кредита от Бога (это следует из логики
представленного Ангелом подобия и высказываний Иисуса Христа о младенцах):
пойди,
спроси беременную женщину, могут ли, по исполнении девятимесячного срока,
ложесна ее удержать в себе плод?
…подобны
ложеснам и обиталища душ в преисподней.
Как
рождающая спешит родить, чтобы освободиться от болезней рождения, так и эти
спешат отдать вверенное им (3 Ездры 4: 40-42).
Далее
пояснения Ангела переходят из духовного мира к жизни человечества. Он говорит о
том, как соотносятся между собой прошлое и будущее в плане темперамента и
значимости жизни. Ездра просит Ангела:
покажи
мне: имеющие прийти более ли того, что прошло, или сбывшееся более того, что
будет? Что прошло, я это знаю, а что придет, не ведаю (3 Ездры4:45-46).
Ангел
показывает:
И я
стал, и увидел: вот горящая печь проходит передо мною; и когда пламя прошло, я
увидел: остался дым.
После
сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный
дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли (3Ездры
4:48).
Таким
образом, жизнь человечества (как и человека, и любого другого творения Бога) во
времени можно изобразить ниспадающей кривой (сведущие в электронике могут
сравнить это движение с разрядом
конденсатора): все начинается со взрыва (сотворение мира, рождение младенца) и
заканчивается вялотекущим процессом потери духа и старения (собственно, так же
можно охарактеризовать и развитие вселенной):
Тогда
он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так
мера прошедшего превысила, а остались капли и дым (3 Ездры 4:50).
О первых и
последних.
В
продолжение изложенного выше (по 4-й главе 3-й книги Ездры) рассмотрим
содержание следующей главы, где Ангел говорит с пророком от имени Творца.
Начало
5-й главы подобно первой части 4-й: пророк сетует на Бога за то, что Он отдал
Израиль другим народам на попирание, а Ангел доказывает ему, что его претензии
неразумны и необоснованны.
После
этого Ездра спрашивает через Ангела у Бога, что будут делать в конце дней этого
мира те, кто жил раньше, и те, кто будет жить позже:
Но
вот, Господи, Ты близок к тем, которые к концу близятся, и что будут делать те,
которые прежде меня были, или мы, или которые после нас будут? (3 Ездры
5:41).
При
этом пророк в своем вопросе подчеркивает, что Бог близок к тем, кто будет
последними по времени, ведь по закону они станут первыми в новом мире:
И
вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут
последними (Луки 13:30).
На
это Господь отвечает:
венцу
уподоблю я суд Мой; как нет запоздания последних, так и ускорения первых (3
Ездры 5:42).
Он
говорит, что суд станет последим этапом (венцом) в жизни существующего ныне
мира. И те, кто жил раньше (первые), не могут ускориться и опередить тех, кто
будет жить позже: по вышеупомянутому закону первые станут последними. Так же и
живущие позже не могут замедлиться в своем развитии и стать последними: по тому
же закону они будут первыми.
Диалог
между Богом и Ездрой продолжился. Пророк спросил, может ли Бог в настоящее
время перевести в земной мир все Свои человеческие творения: всех, кто жил ранее,
и тех, которые появятся на земле в человеческом обличии в будущем, с тем, чтобы
ускорить наступление нового мира:
не
мог ли бы Ты соединить воедино как тех, которые сотворены были прежде, так и
тех, которые существуют и которые будут, дабы скорее объявить им суд Твой? (3
Ез 5:43).
На
это Бог ответил, что человек не вправе вмешиваться в замыслы Творца и
предлагать Ему ускорить события. К тому же на данный момент времени нет
возможности соединить в настоящем прошлое и будущее:
не
может ускорить творение Творца своего, ни век сей не может вместить в себе всех
вместе, которые должны быть сотворены (3 Ездры 5:44).
Далее
говорится о том, что создание Творцом жизни на земле произошло единовременно
для всего сотворенного. Ездра говорит Богу:
как же
Ты сказал рабу Твоему, что Ты дал жизнь созданному творению вкупе, и однако
творение выдержало это; посему могли бы понести и ныне существующие вкупе (3Ез
5:45).
В
Своем ответе Бог подтвердил ранее сказанное Им, что все в мире происходит
последовательно и развивается в соответствии с Его замыслом. Сначала Бог
приводит как пример подобия рождающую женщину:
спроси
женщину, и скажи ей: «если ты рождаешь десять, то почему рождаешь по
временам?», и проси ее, чтобы она родила десять вдруг (3 Ездры 5:46).
Пророк
соглашается, что такое невозможно. Тогда Бог сравнивает текущий этап жизни
человечества с посевами и далее – с человеческой жизнью (от младенца до
старца):
и Я
дал недрам земли способность посеянное на ней возращать по временам (3 Езд
5:48).
Итак,
сотворенное единовременно (посеянное на земле) развивается последовательно в
течение определенного Богом промежутка времени (взращивается по временам).
Кроме того, жизнь построена так, что не могут первые (живущие раньше) делать
то, что смогут последние (живущие позже). Речь идет о техническом развитии
общества:
Как
младенец не может производить того, что свойственно старцам, так Я устроил
созданный Мною век (3 Ездры 5:49). (продолжение
будет)